Андрани́к Торо́сович Озаня́н (арм. Անդրանիկ Թորոսի Օզանյան, 25 февраля 1865, Шапин-Карахисар, вилайет Сивас , Османская империя — 31 августа 1927, Ричардсон-Спрингз, штат Калифорния, США) — один из лидеров армянского национально-освободительного движения конца XIX — начала XX веков, национальный герой армянского народа. Также известен как Полководец Андраник (арм. Զորավար Անդրանիկ, Зоравар Андраник), Генерал Андраник (в Российской империи) и Андраник-паша (в Османской империи). 23 января 1918 года получил звание генерал-майора Русской армии

Андраник Озанян родился в городе Шапин-Карахисар (Келкит, Колония), Сивасского вилайета, Османской империи (ныне — провинция Гиресун, Турция). С полутора лет, после кончины матери (Мариам), Андраник остался на попечении отца — Тороса Озаняна и старшей сестры — Назели.
В 1875 году Андраник поступил в родном городе в школу Мушегян и через 7 лет (в 1882 году) окончил её. По окончании школы Андраник женился. Но через год во время родов умирает жена Андраника, а вслед за ней, спустя несколько недель, и их новорожденный младенец.
В 1882 году Андраник был арестован за нападение на турецкого жандарма за плохое обращение с армянами. С помощью своих друзей Андраник бежал из тюрьмы. 1884—1886 гг. Андраник жил в Константинополе, где некоторое время работал плотником. С 1888 года Андраник состоял в революционном кружке гнчакистов священника Назарета Кибаряна, с 1891 года около года был членом партии «Гнчак», а затем — партии «Дашнакцутюн», причём дважды прерывал свои отношения с нею (в 1907—1914 гг. и с 1917 года — окончательно).
Участие в вооружённой борьбе против турецкого правительства
В 1892 году Андраник убил начальника полиции Константинополя за преследования и травлю армянской интеллигенции. После этого он вынужден был скрыться. Совершив побег, он вскоре возвратился в Западную Армению, а затем с целью приобретения оружия и объединения освободительных сил, посетил Крым и Закавказье (Севастополь, Батуми, Тифлис, Карс, Эчмиадзин, Тавриз и другие места. В это время он побывал во многих местах Закавказья, устанавливая контакты с видными деятелями армянского национально-освободительного движения. Пешком пройдя 400 км от Карса до Сасуна, зимой 1895 года Андраник присоединился к гайдукам Ахпюра Сероба. Своей доблестью в боях против турецких правительственных войск и курдских вооружённых отрядов он быстро завоевал авторитет среди повстанцев, а после гибели Ахпюра Сероба в 1899 году Андраник возглавил все армянские гайдуцкие (фидаинские) силы, действовавшие в Васпуракане и Сасуне (Западная Армения).
Монастырь Святых Апостолов (Аракелоц Ванк)
Убийство Сероба организовал курдский ага Бшаре Халил, состоявший на турецкой службе, за что получил орден от султана Абдул-Гамида. Через 8 месяцев Андраник со своей дружиной настиг Халила, убил его и семнадцать телохранителей и в качестве трофея унёс с собой султанский орден. За это курды и даже турки начали называть Андраника «пашой», и он стал признанным лидером армянского национального движения.
В ноябре 1901 года Андраник с 30 гайдуками был окружён в хорошо укреплённом монастыре Аракелоц (Святых Апостолов) в окрестностях города Муша. В осаде был задействован турецкий полк (6000 человек) под командованием Ферих-паши и Али-паши. На 24-й день, после длительных боёв и долгих, но бесплодных переговоров, в которых пытались посредничать представители армянского духовенства и иностранные консулы, Андраник и его гайдуки ночью выбрались из монастыря и без потерь ушли от преследования по горам.
Известность Андранику принесло и участие в так называемой Сасунской самообороне. В 1904 году Андраник, возглавив вооружённое восстание армянского населения Горного Сасуна, взял себе боевой псевдоним — Сасунский.
Боевые действия Андраника высоко оценила европейская пресса, так женевская газета «Frankfyrter Zeitung» писала: «С 1897 по 1904 гг. он провел 31 бой, но ни разу не был ранен».
Первая эмиграция
В 1904 году, после подавления турками Сасунской самообороны, Андраник покинул Западную Армению. Побывав в Иране, Баку и Тифлисе и восстановив контакты с лидерами армянского национального движения, он отправился в Европу — здесь во Франции, Швейцарии, Бельгии, Англии, Болгарии он занимался информационно-пропагандистской деятельностью в поддержку национально-освободительной борьбы армян Западной Армении.
В 1906 году Андраник издал в Женеве (Швейцария) свои «Боевые инструкции» — наставления по ведению гайдуцкой борьбы.
С 1907 года — в Болгарии. Здесь Андраник установил контакты с членами революционной македонской организации, боровшейся за освобождение от османского ига. В 1907 году на IV съезде партии «Дашнакцутюн» Андраник объявил о выходе из её рядов из-за несогласия с действиями руководства, направленными на налаживание сотрудничества с младотурками.
Первая Балканская война
В 1912 году, с началом войны Сербии, Греции, Болгарии и Черногории против Османской империи, Андраник и Гарегин Нжде организовали из добровольцев-армян (273 человека) армянскую роту. В составе Третьей болгарской бригады в октябре 1912 года бойцы двинулись на фронт. Андраник и его отряд участвовали в разгроме турецкого корпуса генерала Явера-Паши, в ноябре 1912 года у села Мерхамли (болг.)русск. на берегу реки Марицы в Беломорье. За это сражение и за участие в войне, Андраник 16 января 1913 года получил болгарское гражданство и звания офицера. Болгарское правительство Андранику назначил пенсию. Андраник последовательно получил «Воинские кресты за отвагу» IV (посеребренный), III (посеребренный) и II (позолоченный) степени.
Добровольческий отряд был расформирован в мае 1913 года. В преддверии войны между Болгарией и Сербией Андраник «ушёл в отставку» и до августа 1914 года жил как фермер в деревне недалеко от Варны.
Кавказский фронт Первой мировой войны
Первую мировую войну Андраник встретил в Болгарии, правительство которой, однако, склонялось к союзу с Германией против России, поэтому с последним русским кораблём Андраник покидает Болгарию и через Ялту, Туапсе, Поти, и добирается до Тифлиса, где 12 августа 1914 года встречается с помощником главнокомандующего Кавказской армией генералом Мышлаевским и заявляет о готовности участвовать в возможной войне против Турции (Россия объявила Турции войну 2 (15) ноября 1914).
Позиции русской армии под Сарыкамышем
Богатый опыт боевых действий против турецких войск и доскональное знание специфики будущего театра военных действий оказываются востребованы русским командованием, и Андранику поручают сформировать и возглавить первую добровольческую армянскую дружину (отряд). Дружина, сформированная из армян, не имевших российского подданства, а также российских армян, не подлежавших призыву, впоследствии отличилась в составе русских войск Кавказской армии в боях за взятие Вана, Битлиса, Муша, в сражении при Дилмане (апрель 1915 года). Сам Андраник за личное мужество в боях в 1915—1916 гг. был награждён Георгиевской медалью IV степени, Георгиевскими крестами IV и III степени, орденами Св. Станислава II степени с мечами и Св. Владимира IV степени.
В марте 1916 года, после того как командующим Кавказской армии генералом Юденичем было принято решение переформировать армянские добровольческие формирования в стрелковые батальоны в составе русских частей, Андраник подал в отставку и покинул фронт.
В 1916—1917 гг., находясь в Тифлисе, а затем на Северном Кавказе, Андраник организовывал помощь для армянских беженцев, принял участие в I съезде Западных армян, организовал издание газеты «Айастан» (в противовес дашнакской печати, которая вводит «в заблуждение простодушных людей, в превратном виде представляя события», не останавливаясь даже перед клеветой и преследованием Андраника и его друзей, 1917—1918), выступавшей за сплочение сил восточных и западных армян.
1917—1918
Андраник (в центре) во время первой мировой войны
После февральской революции, при Временном правительстве России, к середине июля 1917 года, на Кавказском фронте по предложению армянских общественных организаций Санкт-Петербурга и Тифлиса было создано 6 армянских полков. 13 декабря 1917 года новый главнокомандующий Кавказским фронтом генерал-майор Лебединский образовал добровольческий армянский корпус, командующим которого был назначен генерал Товмас Назарбеков (позднее — главнокомандующий вооружёнными силами Республики Армении). Позднее в армянский корпус вошла также Западноармянская дивизия под командованием Андраника (начальником штаба полковник Зенкевич).
Западноармянская дивизия состояла из трёх бригад:
Эрзрумский и Ерзнкайский полки (по два батальона), 2 горные батареи, конный полк (300 всадников)
Хнусский и Каракилисский полки (по два батальона), 2 горные батареи
Первый Ванский полк (два батальона), 2 горные батареи, Зейтунский конный полк (300 всадников).
5 (18) декабря 1917 года между русскими и турецкими войсками было заключено так называемое Эрзинджанское перемирие. Это привело к массовому отходу русских войск из Западной (Турецкой) Армении на территорию России.
В интервью корреспонденту газеты «Мшак» Андраник заявил:
«Кавказские народы должны относиться к русскому народу с пониманием, принимая во внимание, что от нашествия варваров их защищал русский солдат. Гянджинский инцидент наводит на грустные размышления. Нельзя так относиться к сынам России, проливавшим на протяжении трёх лет борьбы свою кровь в наших горах. Русский народ не должен повернуться спиной к традиционному курсу своих отцов, предать забвению пролитую его отцами и дедами кровь на Кавказских горах… На Кавказе должна быть сохранена общероссийская государственность…
В феврале командование Кавказского фронта назначило Андраника руководителем обороны Эрзрума. В условиях распада Кавказского фронта и под натиском превосходящих сил турок, дивизия Андраника была вынуждена отступить (Андраник отступил по направлению Сарикамыш — Карс — Александрополь, обеспечив тем самым переселение западных армян в Восточную Армению). С целью обороны Александрополя во главе с Андраником была сформирована отдельная войсковая часть, которая была распределена по направлению к Ахалкалаку на территории около 70 км. После падения Александрополя (15 мая) армия Андраника отступила сначала в Воронцовку (сейчас Ташир), оттуда в Степанаван, затем в Дсех (здесь Андраника встретил Ованес Туманян)[7]. Из Дсеха Андраник во главе своей армии и с 25-30 тысячами беженцами отправился в Дилиджан[23]. Из Дилижана он отправился в Еленовку (Севан), затем в Нахичевань, откуда хотел перейти в Персию, встретить двигающиеся в сторону Баку английские войска и при их помощи через Ван проникнуть в Западную Армению и там продолжить освободительную борьбу.
Согласно британскому историку Марку Левену, после вывода российских войск из Восточной Анатолии там наступила «война всех против всех», в которой оставшиеся после геноцида 1915 года армяне боролись за выживание и стремились вернуть территории, полностью очищенные турками от армян. В ходе этого они систематически проявляли жестокость в отношении мусульман. Так, по утверждению Марка Левена, в массовых убийствах в Эрзинджане и Эрзуруме с конца января до середины февраля 1918 года было вырезано почти 10 000 человек. В регионе Карса армянские отряды, особенно те, которые возглавлял Андраник, совершили череду убийств, по словам британского консула «опустошали одно татарское (азербайджанское) село за другим».
Республика Армении
После провозглашения 28 мая 1918 года Первой Армянской республики у военачальника сложились весьма непростые взаимоотношения с её руководителями. Андраник не признал мира, заключённого между турками и армянским правительством (4 июня 1918 года, Батумский договор), так как по этому соглашению территория, подвластная дашнакскому правительству, ограничивалась Эриванским и Эчмиадзинским уездами, что составляло около 12 тысяч км², а остальная территория Армении, в том числе Западная Армения, была захвачена турецкими войсками.
В июне отряд Андраника с беженцами отступил через Дилижан — Севан — Нор Баязет — Селимский перевал к Джульфе и Хою (Иран) с целью оказать помощь скопившимся в Северном Иране армянским беженцам. Встретив сопротивление превосходящих сил турок, отряд Андраника с беженцами возвратился в Нахичеван.
14 июля Андраник направил телеграмму Степану Шаумяну, что Нахичеванский уезд «объявил себя неотъемлемой частью Советской Республики», и сам он со своим отрядом переходит в распоряжение и подчинение Центрального Российского правительства. 19 июля турки заняли Нахичевань и Джульфу. Андранику Сасунскому пришлось с беженцами (их уже было 35 тысяч) отступить в горы Зангезура.
Согласно армянскому историку Андранику Челепяну, отряд Андраника Озаняна сыграл решающую роль в обороне и спасение армянского населения этого края (около 60 тысяч) от истребления турецкими войсками и местными татарами.
Карабах
Как отмечает Йорг Баберовски, к сентябрю 1918 года отряды Андраника оказались у Шуши, где, как и в Зангезурском уезде, сеяли «смерть и разрушения». В связи с тем, что горный перевал у крепости Аскеран был перекрыт, Шуша оказалась полностью изолированной. Как только по городу поползли слухи о том, что город будет занят отрядами Андраника, в армянских кварталах начали раздавать оружия. Боевые дружины были сформированы мусульманами. После погромов 1905 года в городе оставались окопы, которые разделяли армянскую и мусульманскую части города. Эти окопы, по словам Баберовского, «были вновь заполнены вооружёнными людьми». Наступление армянских отрядов удалось сдержать курдским племенам из Джебраильского уезда в октябре 1918 года, а 25 сентября Шушу без какого-либо сопротивления заняли турецкие войска. Армянские градоначальники были вынуждены признать политический суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом.
Армянское население Карабаха рассчитывало на то, что наступление отряда Андраника завершится объединением Карабаха с Арменией (Первой Республикой Армении). К концу октября Андраник сконцентрировал основные силы в селах Корнидзор, Тех и Хндзореск, пограничных селах между Зангезуром и Карабахом. Наступление, первоначально запланированное на 18 ноября, было отложено по просьбе армянских лидеров Карабаха, чтобы убедить местных мусульман не оказывать сопротивления. Однако эти попытки ни к чему не привели и 29 ноября Андраник начал наступление по направлению к Шуше. Дорога из Зангезура в Шушу проходила через 12 (13) мусульманских селений (ныне эта дорога известна как Лачинский коридор). Местные курды и азербайджанцы, опытные бойцы, под руководством Султан-бека Султанова оказали войскам Андраника серьезное сопротивление, после трех (двух) дней тяжелых боев отряду Андраника удалось захватить позиции мусульман и господствующие высоты. По пути на Шушу армянские формирования разрушили более 100 мусульманских деревень в Зангезурском уезде (подробнее см. раздел «Зангезур»).
К началу декабря путь на Шушу был открыт (до города оставалось 40 км). Но в селе Абдаляр выехавшие из Шуши англичане передали Андранику сообщение от командования союзных сил в Закавказье (командир Генерал В. Томсон), о том, что любые военные действия после окончания войны отрицательно скажутся на решении Армянского вопроса, и что он должен немедленно вернуться в Зангезур и дают обещание решить вопрос мирным путём. Андраник, разделяя веру своего народа в союзников, возвратился назад в Зангезур. Весной 1919 года при содействии генерала Томсона частичная власть правительства Азербайджанской Демократической Республики в Нагорном Карабахе была восстановлена. Так, ещё в январе Томсон, по словам Баберовского «издал распоряжение наделить азербайджанского генерал-губернатора властными полномочиями относительно Зангезурского, Шушинского, Джебраильского и Джеватского уездов».
В эмиграции
Разочаровавшись в политике как со стороны государств Антанты, так и большевиков по отношению к Армении и не смирившись с дашнакским правительством, Андраник оставил Зангезур и через Сисиан — Даралагез — Давалу в апреле 1919 года прибыл со своим отрядом в Эчмиадзин. Здесь он распустил отряд, все имущество сдал католикосу и отправился в Тифлис, где несколько дней гостил у Ованеса Туманяна. Далее Андраник направился в Батуми, откуда и отбыл в эмиграцию. Находясь проездом в Тифлисе, Андраник сказал:
«Я никогда в своей жизни не стремился к личному счастью и благополучию. Я постоянно стремился только к одному и боролся только за одно — за свободу и благополучие своего народа. Я не ищу признания своих заслуг и желаю лишь, чтобы был счастлив народ, которому я служу всю свою жизнь».
Андраник был во Франции и Англии, а затем переехал в США, однако вскоре по приглашению Погоса Нубара прибыл в Европу для поддержки освободительной борьбы армян Киликии.
Весной 1921 года в Париже, Андраник женился во второй раз на Нвард Кюркчян. На свадьбе крестным был Погос Нубар.
С 1922 года живя в США (Андраник, обосновавшись в калифорнийском городе Фрезно, занимался земледелием), продолжал оказывать содействие армянам диаспоры, организовывал пожертвования в пользу армянских беженцев и сирот.
Умер Генерал Андраник 31 августа 1927 года (от проблем с сердцем) в Ричардсон Спрингз, у города Чико, Калифорния (США).
Я не успел завершить своё дело… арм. Գործս կիսատ մնաց... — последние слова Андраника.
— «Զորավար Անդրանիկ» (Зоравар Андраник), Андраник Челепян, стр. 655
В январе 1928 года его останки были перевезены в Париж и захоронены на кладбище «Пер-Лашез», а в 2000 году — с почестями перезахоронены в Ереване, на кладбище героев Ераблур.
В нескольких странах (Армения, Франция, Аргентина, Болгария) именем Андраника названы площади, улицы, школы, магистраль Гюмри—Карс и часть магистрали 314 Коннектикута, США, станция метро в Ереване, установлены памятные доски и памятники:
Бухарест, Румыния — памятник воздвигнут по инициативе патриотической организации «Вишап» («Дракон»). Открытие памятника Андраника состоялось 13 апреля 1936 года.
Варна, Болгария — открытие памятника Андраника состоялось 10 июля 2011 года.
Ле-Плесси-Робинсон, Франция — открытие памятника Андраника состоялось 4 июня 2005 года в центральном парке парижского пригорода Плесси-Робенсон. Скульптура передана в дар городу ереванским муниципалитетом Арабкир.
Ереван, Гюмри (1989 г.), Уджан (1967 г.) и так далее.
Награды
Генерал Андраник был награждён высокими государственными наградами Болгарии (Орден «За храбрость»), Греции(Военный крест II степень) , России (Георгиевский крест и сабля, ордена Св. Станислава и Владимира), Франции (Орден Почётного легиона) и орденом Святого Григория Просветителя первой степени (Первопрестольный Святой Эчмиадзин)
Россия, Российская империя
Георгиевский крест III, IV степени 1915—1916
Георгиевская медаль IV степени 1915—1916
Орден Святого Владимира IV степень с мечами и бантом 1915—1916
Орден Святого Станислава II степень с мечами 1914—1916
иностранные:
Болгарское царство Воинский крест «За храбрость» II, III, IV степени 1913
Французская республика Орден Почётного легиона Кавалер (Рыцарь) 1919
Королевство Греция Greek War Cross 1917 Военный крест II степень 1920