По материалам информационно-аналитического сайта centrasia.ru
Рассматривая итоги недавнего визита президента Грузии Михаила Саакашвили в Ереван, наше внимание привлекло заявление главы армянского государства Сержа Саркисяна, который во время бесед со своим грузинским коллегой заметил, что его страна придает важность возобновлению сухопутного сообщения с Россией через Грузию.
В Армении считают, что настоящая блокада страны началась не с армяно-азербайджанским конфликтом, а абхазо-грузинской войной, которая привела к закрытию Абхазской железной дороги (АЖД), на открытие которой намекал С.Саркисян.
Закрытие этой дороги лишило Россию сухопутной связи с Арменией. Поэтому все эти годы Москва настаивала на возобновлении передвижения поездов по этому маршруту.
В 2006г. было достигнуто соглашение о создании четырехстороннего консорциума восстановления АЖД с участием России, Грузии, Армении и Абхазии. Заметим, что активность вокруг абхазского маршрута росла с подготовкой к реализации железнодорожного проекта Карс - Ахалкалаки- Тбилиси - Баку (КАТБ) в обход Армении. Настойчивость Азербайджана в избрании маршрута КАТБ и игнорирование уже существующей железной дороги Карс-Гюмри-Ахалкалаки, лишила армянскую сторону всех надежд и вынудила активизировать свою деятельность в направлении САЖД. Армения получила поддержку палаты представителей конгресса США, которая проголосовала за предоставление гарантий о том, чтобы никакие экспортные и импортные фонды не были использованы для содействия проекту строительства железной дороги КАТБ в обход Армении.
Под давлением армянской диаспоры США не только не одобрили финансирование КАТБ, но даже посоветовали грузинской стороне сотрудничать с Арменией.
Переговоры об открытии абхазского маршрута встречают на данном этапе сильное противодействие в Грузии.
Грузинская оппозиция всегда выступала против восстановления абхазских железных дорог и пыталась привлечь к этому вопросу внимание азербайджанских властей. Она уверена, что восстановление абхазской железной дороги необходимо Москве и Еревану для налаживания между ними сухопутной связи и, в первую очередь, для перевозки Россией оружия для дислоцированных в Армении российских военных баз.
При этом все эти годы, говоря о переговорах вокруг АЖД, на втором плане вырисовывалось присоединение Ирана к этому маршруту. Если вначале в Тегеране старались на официальном уровне держаться в стороне от намерений стыковки с АЖД, то постепенно начали звучать заявления из уст экспертов, приближенных к президенту Ахмадинежаду о том, что строительство железной дороги между Россией и Ираном сыграет положительную роль в расширении связей между странами. В начале США выступали против подключения Ирана к абхазским дорогам. Но августовская война изменила геополитическую ситуацию. Кроме того, проект строительства железной дороги Иран-Армения, к которому должна подключиться АЖД, идет своим ходом.
В Армении уверены, что с возобновлением работы АЖД, республика может стать полноценным транзитным государством с серьезными геополитическими функциями. Не удивительно, что российская сторона подключилась к переговорам между Ереваном и Тегераном о строительстве ирано-армянской железнодорожной ветки, как составной части транспортного коридора Север - Юг.
В июне 2008г. компания «Российские железные дороги» приступила к управлению железными дорогами Армении и прилагает все усилия для контролирования грузинских железных дорог.
Несмотря на западную ориентацию Саакашвили, за годы его правления ведутся переговоры о передаче стратегических объектов - энергоснабжения, нефтегазовой отрасли Грузии под контроль России, что сопровождается серьезным давлением со стороны США и НАТО. Заметьте, Тбилиси уже несколько лет пытается объединить весь энергетический блок страны в едином консорциуме.
Итак, мы пришли к любопытному завершению. Ныне покойный премьер-министр Грузии Зураб Жвания вел секретные переговоры с компанией «Газпром» о приватизации Россией магистрального газопровода Грузии. В дальнейшем грузинский газопровод должен был объединиться с армяно-иранским газопроводом, позволяя иранскому газу выйти в Европу. То есть участие Грузии во всех ирано-армянских проектах планировалось изначально.
Интересно, что США на данном этапе спокойно реагируют на экономические «реверансы» Ирана в сторону Армении - строительство газо- и нефтепровода Иран- Армения, железной дороги, транспортировку электроэнергии.
Тем временем эти проекты еще более привязывают Ереван к России и укрепляют позиции Тегерана в регионе. США не могут игнорировать роль Ирана в геополитических проектах и очевидно, что интересы Вашингтона на грузинском участке АЖД должна удовлетворить Грузия. А все зависит от условий соглашения. Если Тбилиси добьется таможенного и пограничного контролирования на грузинском участке маршрута, можно считать, что Вашингтон возьмет под контроль все грузы, передвигающиеся на российские военные базы в Армении и атомные станции Ирана. С другой стороны, Запад, закулисно поддерживая ирано-армянский железнодорожный и энергетические маршруты, открывает альтернативные пути выхода в Европу и создает рычаг давления на Азербайджан.