Vard » 05 фев 2010, 21:46
ВАН - ՎԱՆ
Васпуракан – историческая область Великой Армении. Быть может самая значимая провинция в ранней истории Армении. Здесь, у берегов Ванна, Гайк победил Бела и основал город Гайк. Здесь, в Васпуракане начали свое правление Гайкиды – первая армянская царская династия. Тут, около берегов Вана зародилась и развивалось государство Урарту (Арарат). Здесь же,в 9 веке д.н.э. была основана Тушпа, на восточной стороне озера Ван.
Территорию древней Армении ассирийцы во втором тысячелетии до нашей эры называли "страной Наири" (страной рек), в состав которой входило около 60 разноплеменных мелких царств и сотни городов. В первом тысячелетии до нашей эры ассирийские клинописи уже говорят об урартах, потому что в начале IX века, после объединения племён "страны Наири", образовалось могущественное царство Урарту со столицей Тушпа (Ван).
Кто основал Ван?
Второй из известных нам царей—это Сардури I, сын Лутипри. Он оставил надпись (в нескольких экземплярах) на ассирийском языке о строительстве стен столицы Урарту—Тушпы; расположенной на юго-восточном побережье озера Ван; это первый дошедший до нас письменный документ государства Урарту...
Однако...Следует особо упомянуть проведенный при Минуа и существующий поныне 70-километровый оросительный канал, подававший воду столице. На его каменных стенах сохранились надписи о сооружении и наречении “Каналом Минуа”. Армянская традиция переименовала его в “Канал Шамирам”, приписав его сооружение полулегендарной царице (как, впрочем, и строительство самого города Тушпа-Вана).
При Минуа (810—786), сына Ишпуини, завершается строительство оборонительных сооружений столицы Тушпы.
ОВАНЕС АРДЖИШЕЦИ.
И когда доехали до Ванской равнины в село, которое называлось Артамет, [Уламе] поднялся гордо и поехал навстречу конникам и халатам. Бог вернул сердце его всадникам, находящимся в крепости. [Они] вспомнили соль и хлеб шаха и закрытой дверь крепости перед Уламе, и его злое намерение было пресечено... Его намерением было: оставить в крепости янычар, ограбить окрестности моря 2, взять [жителей] в плен и своей храбростью понравиться хондкару.
Цари Васпуракана
Династия Арцрунидов
852г. Ашот Арцруни
859 - 875гг. Ашот Арцруни
875 - 885гг. Григор Дереник
885 - 904гг. Ашот Арцруни
С 908г. цари Васпуракана
904 - 935гг. Гагик-Хачик
936 - 953гг. Ашот-Дереник
953 - 972гг. Амазасп-Абусаэл
972 - 983гг. Ашот-Саак
983 - 1003гг. Гурген-Хачик
1003 - 1026гг. Сенекерим-Ованес
В 1021 - 1071гг. в зависимости от Византийской имерии
1026 - 1036гг. Давид
1036 - 1050гг. Атом
1050 - 1080гг. Абусаэл
В 1071 - 1308гг. в составе Конийского султаната
1308 - 1320гг. Ошин
С 1308г в составе Персии (Ирана)
Средневековый Васпуракан:
Меж тем в стране Армянской возникли разногласия, ибо не пожелали [ишханы (Ишхан — так в средневековой Армении называли феодальных владетелей, князей) армянские] господства дома Манача и разделили страну Армянскую между Багратуни и Арцруни, и взяли себе в долю: дом Багратуни — северную сторону страны Армянской, а было имя его Баграт, а дом Арцруни — сторону Васпуракана.
Ванское восстание.
Утром 20 апреля турецкие солдаты пытались изнасиловать армянку. Когда ей на помощь поспешили несколько армянских мужчин, их застрелили. Очевидцем этого события был немецкий миссионер г-н Шпоррин. Оно и послужило началом стрельбы: турки разнесли армянскую часть города из артиллерийских орудий и засыпали ее градом пуль. Армяне организовали самооборону...
Осада и артиллерийский огонь продолжались четыре недели, до 16 мая. Затем они внезапно прекратились, турки во главе с Джевдет-беем отступили. Было получено известие о неожиданном приближении русской армии. 18 мая ее авангард, также неосведомленный о происходящем из-за отсутствия связи с армянами, вошел в город.
Эта попытка ванских армян защититься от турок, предводительствуемых Энвером-пашой, была представлена в Берлине в искаженном коммюнике и оттуда распространилась по всему миру как информация о нападении банд армянских мятежников на мусульманское население в тылу у турок, при этом из Ванского вилайета удалось скрыться якобы лишь 30 000 мусульманам из 180 000. В одном из отчетов турецкого посольства в Берлине, изданном 1 октября 1915 г., случившееся преувеличили еще сильнее: "Было убито не менее 180000 магометан"... Прошло всего несколько дней после того, как армяне Вана были вынуждены начать самооборону от бешеного нападения турок, когда министр иностранных дел Турции Талаат-бей в ночь на 25 апреля неожиданно арестовал всех известных армян Константинополя – депутатов, учителей, писателей, врачей, юристов, редакторов газет и священников. Талаат-паша объявил это лишь временной, предупредительной мерой, поскольку некоторые из арестованных могли быть опасными, и обещал, что большая часть из них вскоре будет освобождена. Но, перенеся все испытания, вернулись всего восемь человек. Остальные исчезли. Так те, кто был в силах защищать интересы армянского народа, были без хлопот убраны "со сцены".
ДОРОГАМИ ЛИШЕНИЙ И СКИТАНИЙ
Когда в Ване и Васпуракане началось массовое избиение армян, мне было 6 лет. Жили мы в Ване в микрорайоне Айгестан. Была весна, апрель, а детей заперли в домах - шла война.
Армяне микрорайонов Айгестан и Кахакамеч заняли самооборону. Бойцы были не натренированы, оружия (винтовок) и боеприпасов было мало. Однако они осмелились выступить против вымуштрованных солдат турецкой армии. Ванские армяне, проявив доблесть и смекалку, 3 мая 1915 года добились победы и укрепили ее, когда в Ван подоспела помощь - прибыли армянские добровольческие отряды и русская войсковая часть.
К сожалению, кратковременным было наше ликование. Причина - отступление русских частей. Проживавшие в Ване и прибывшие сюда из разных уездов армяне вынуждены были ступить на жестокую дорогу скитаний и лишений, на север - по пыльным дорогам к селению Арчеш. При переходе через реку Банли-магу, на мосту беженцы подверглись обстрелу турок и курдов, многие погибли, многие бросились в реку и утонули...
Проходя ущельем Беркри, мы вновь поверглись нападению курдов. Однако жертв было меньше, так как русские военные и добровольцы хорошо организовали оборону. Я не помню, сколько дней продолжались наши скитания (подробней я упоминал в первом томе “На перекрестках судьбы”). Наконец добрались Баязета, который защищали русские войска, оттуда - в Игдир, где мы немного передохнули.
Перебравшись через мост на реке Аракс, мы направились к Вагаршапату, к монастырю Св.Эчмиадзина. И то, свидетелем чего я стал, навсегда осталось в моей памяти.
Двор и все окружающее пространство монастыря были заполнены беженцами. Свирепствовали тиф, холера, смерть косила налево и направо. Ежедневно вывозили в поля сотни трупов, уложенных на телеги. Наша семья тоже вскоре пережила первую потерю. Скончался брат - Гурген. Мы так и не узнали, где его похоронили.
Мы лежали с больными детьми на полу круглого зала Семинарии Геворгян. Спустя годы я узнал, что нас навещал Ованнес Туманян в сопровождении представителей Армянской благотворительной организации. Мартирос Сарьян, также свидетельм этих трагических сцен, с глубоким волнением впоследствии рассказывал об увиденном.
Отец мой, портной Мартирос, который находился все это время в одном из добровольческих отрядов, в Эчмиадзине с большим трудом среди беженцев нашел членов нашей разрозненной семьи. И оттуда мы переехали в Тифлис. Там нашли пристанище после первых погромов 1895-1896 гг. несколько нам близких семей.
Нас, больных: отца, мать, сестру, брата Арцруна и меня поместили в больнице Арамянца. В октябре 1915 года скончался отец. И мы осиротели...
Меня и сестру поместили в детский приют. Он находился далеко от Тифлиса в пригороде Орта-Чала, во дворе армянской церкви Циранавор. Число сирот здесь достигло 300 и более. Сначала жили нормально, нас хорошо кормили. Нас часто посещал поэт Ованнес Туманян, проявлял о нас, сиротах, огромную заботу. От этих лет остались в памяти как примечательные моменты, так и грустные воспоминания.
Грустные... Стали недоедать. И потому совершили побег. Я и брат, Арцрун (впоследствии - народный артист Армении), вынуждены были зарабатывать свой хлеб на улицах Тифлиса, вытирая обувь и продавая воду.
В 1920 году из семьи, состоящей из 9 человек, осталось всего трое - мать, брат и я. А на кладбище, где похоронены наши близкие, установлен памятник, на котором выведена надпись: “Памяти оставшихся без могил Мартиросе, Аракси, Агаси, Сирануйш, Гургене и Арпеник Тер-Арутюнянах, Паносе, Бабкене и Панике Канканянах”.Переживший Геноцид Вараздат Арутюнян, академик НАН РА, Почетный председатель Земляческого союза Васпуракан
Сильва Капутикян о Ване:
— Да, я — дочка беженцев. Мои родные убегали в 1915 году из Вана. Это очень мирный город ремесленников, садовников. Но ванцы свыше месяца выдерживали натиск правительственных турецких войск и сопротивлялись сильнее, нежели кто-либо. Они продержались до тех пор, пока не подошли на помощь русские войска. Тогда состоялось переселение ванских армян в Россию. Мои родственники удрали в Ереван. Там я и родилась. Мой отец умер от холеры за три месяца до моего рождения. Мама была сначала его ученицей, тайком влюбленной в учителя. Учитель поехал в Европу продолжать учиться далее, а когда узнал о трагедии, вернулся на Родину. Супруги прожили счастливо только один год. Мама больше не вышла замуж, а я — единственная дочка.